Практическая работа 1.9-ИКТ-10кл-Семакин.И.Г. (2017-02-21 )

Работа № 1.8. Электронные таблицы: Деловая графика

Цель работы: освоение основных приемов работы с мастером диаграмм табличного процессора.
Используемое программное обеспечение: табличный процессор Microsoft Excel.

Основные понятия

Деловая графика предназначенная для представления в наглядной (графической) форме больших массивов числовой информации.
Мастер диаграмм – инструментальная подсистема деловой графики в табличном процессоре.
Диаграмма – средство графического изображения количественной информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины, для слежения за изменением их значений и пр.
Выбор данных для построения диаграммы. Большинство диаграмм строятся в прямоугольной системе координат. По горизонтальной оси X откладываются значения независимой переменной (аргументам), а по вертикальной оси Y – значение зависимой переменой (функции). На один рисунок может быть выведено одновременно несколько диаграмм.

При графической обработке числовой информации с помощью табличного процессора следует:
1) указать область данных (блок ячеек), по которым будет строиться диаграмма;
2) определить последовательность выбора данных (по строкам или по столбцам) из выбранного блока.
При выборе по столбцам X-координаты берутся из крайнего левого столбца выделенного блока ячеек. Остальные столбцы содержат Y-координаты диаграмм. По количеству столбцов определяется количество строящихся диаграмм. При выборе по стокам самая верхняя строка выделенного блока является строкой X-координат, остальные строки содержат Y-координаты диаграмм.

Типы диаграмм:
Гистограмма (столбчатая диаграмма) применяется для отражения дискретного изменения одной или нескольких величин (Y) в разных точках (при разных X). В случает отображения нескольких величин гистограмма называется множественной.
Гистограмма с накоплением (ярусная диаграмма). Значения нескольких величин отражаются объединенными в одном столбике. Диаграмма дает представление о вкладе каждой величины в общую сумму.
Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин для одного значения аргумента Х. Применение круговой диаграммы бывает особенно наглядным, если величины в сумме составляют единое целое.
График позволяет отразить изменение одной или нескольких величин в виде непрерывных линий.
Вызов мастера диаграмм в Excel производится выполнением команды: Вставка — Диаграмма.
Вызов мастера диаграмм в LibreOffice Calc производится выполнением команды: Вставить — Объект — Диаграмма…

Задание 1

1. Построить в Excel следующую таблицу.
Исходные данные:
Три ученика — Андрей, Илья и Сергей — решили во время школьных каникул поработать распространителями популярной газеты «Садовод-огородник». Друзья работали в течении недели. Количество газет, проданных каждым из ребят за каждый день, занесено в электронную таблицу в следующем виде.

Практическая работа 1.9-ИКТ-10кл-Семакин.И.Г.

2. Построить гистограмму, представленную на рисунке.

Практическая работа 1.9-ИКТ-10кл-Семакин.И.Г.

Для построения гистограммы выполнить следующую последовательность действий:
=> выделить в таблицу блок ячеек B1:H2;
=> выделить команду Вставку -> Диаграмма;

Далее в среде мастера диаграмм выполнить 4 шага:
=> шаг 1: на вкладке Стандартные выбрать тип Гистограмма, вид Обычная Гистограмма, щелкнуть на кнопке Далее;
=> шаг 2: указать диапазон выбора данных – B1:H2 и порядок выбора – в строках (автоматически установлены); щелкнуть на кнопке Далее;
=> шаг 3: оформить диаграмму: на вкладке Заголовки указать заголовок диаграммы, подписи к осям; на вкладке Легенда, указать месторасположение легенды (в данном примере можно не использовать); щелкнуть на кнопке Далее;
=> шаг 4: разместить диаграмму – два варианта: разместить на том же листе, что и таблица, или на отдельном листе (выбрать тот же лист);
=> щелкнуть на кнопке Готово.

Задание 2

Построить множественную диаграмму, изображенную на рисунке.

Практическая работа 1.9-ИКТ-10кл-Семакин.И.Г.

Процесс построения множественной диаграммы отличается от выполнения задания 1 следующим:
– в качестве области данных указывается блок A1:H4;
– легенда (рамочка с именами) заполняется по содержимому первого столбца. В ней отмечаются цвета столбиков, относящихся к ученикам;

Задание 3

Построить ярусную диаграмму, изображенную на рисунке.

Практическая работа 1.9-ИКТ-10кл-Семакин.И.Г.

Процесс построения ярусной диаграммы отличается от выполнения задания 2 следующим: на первом шаге указывается тип Гистограмма, вид – Гистограмма с заполнением.

Задание 4

Построить график, изображенный на рисунке.
Процесс построения графика отличается от выполнения задания 3 следующим: на первом шаге указывается тип График, вид График с маркерами, помечающими точки данных.

Практическая работа 1.9-ИКТ-10кл-Семакин.И.Г.

 

Задание 5

Построить круговую диаграмму, изображенную на рисунке.

Практическая работа 1.9-ИКТ-10кл-Семакин.И.Г.

Процесс построения круговой диаграммы отличается от выполнения предыдущих заданий следующим:
– в качестве области данных указывается блок A2:B4;
– на первом шаге указывается тип Круговая диаграмма;

Задание 6

1. Используя приведенную ниже таблицу значений функции y=f(x), постройте, пользуясь мастером диаграмм, для этой таблицы:
– обычный график;
– столбчатую диаграмму;
– круговую диаграмму;

Таблица:

Практическая работа 1.9-ИКТ-10кл-Семакин.И.Г.

2. Придумайте свою таблицу, содержащую 12-15 пар значений аргумента и функции, и проделайте ту же работу.


avatar